Место: к западу от города Тверия, склон горы «Карней Хиттин» 
Время: примерно 30-й год нашей эры
Действующий лица: Иисус из Назарета (плотник, проповедник, сын Бога), его ученики, народ

ouverture

К глубокому сожалению видео или аудио данных с этой презентации по каким-то непонятным причинам не сохранилось. Даже стенограммы не сохранилось. Наиболее полный отчёт о мероприятии представлен в знаменитом «Евангелии от Матфея», произведении написанном неизвестным автором немного позднее описываемых событий. Ничего в мире не меняется — люди пишут о том чего сами не видели. Но более достоверного источника всё равно нет. Блогеры во все времена одинаковые — что-то упускают, что-то добавляют от себя. Про то как пострадал текст от многочисленных переводов я вообще предпочитаю не задумываться. Но оставим сомнения и перейдём к главному … постепенно…

introductio

Долго ходил по Галилее бывший плотник. Исцелял. Учил в синагогах, проповедовал Евангелие Царствия и предвещал скорое наступление всеобщего трындеца.  За ним шлялась довольно внушительная толпа фанатов — развлечения и бесплатная медицина тогда были в диковинку. Из всей этой когорты он выбрал себе 12 самых смышленых. Правда запомнить как кого звали он не мог, поэтому кое-кого переименовал, кому-то просто придумал запоминающиеся погоняла. И вот однажды, может после очередных экспериментов с превращенной водой, он поднялся на гору и сел. Вокруг него сразу же расселись его ученики. И случилось одно из самых знаковых событий во всей библейской истории. Потомки назвали сие действо «Нагорной проповедью», по мне так креативное название… простенько и со вкусом. Многие считают её (то бишь проповедь) квинтэссенцией всего Нового Завета. И они конечно же правы. Более глубокой и плановой речи бывший плотник ни до ни после больше не толкал.

Но вернемся к Иисусу и его ученикам. Он, как было сказано, сидел. Многие спросят почему мы так акцентируем на этом внимание, какая блин разница сидел Он или вообще лежал. Зря, это важный момент — именно сидя в то время проповедовали. Ну да ладно. Сидит Он значит, а вокруг внимательные ученики. И Он не долго думая начало сразу же их учить. Приведем начало этой лекции дословно:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Многие умные, и без сомнения правильные, люди пытались толковать эту часть презентации. каждый на свой лад. Но мы то с вами понимаем что толковать тут нечего. Всё абсолютно ясно. Всем сестрам по серьгам … как говорится.

Хотя тут вот как раз вышла маленькая накладочка. Не все ученики видно правильно записали вводную часть лекции. Ну кто-то курил пока, кто-то ручку .. простите перо не достал, кто-то из учеников видимо вообще свитки дома забыл. Именно в этом и кроется беда …

В нашем тексте девять тезисов блаженства, именно столько описал неизвестный автор в «Евангелии от Матфея». В другом не менее уважаемом сборнике, «Евангелие от Луки», этих тезисов всего четыре. Но зато там есть и кое что поинтереснее. Давайте просто почитаем:

Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Внимательный читатель сразу заметит разную направленность тезисов. Они не просто разные — они диаметрально противоположные. Если в первом случае учеников учат как нужно жить и обещают за это гешефт, то во втором их ещё и запугивают. Какую речь на самом деле произносил Иисус мы к сожалению так и не узнаем (я уже писал что глупо было не сделать хотя бы аудиозапись)… Поэтому давайте и дальше читать более полную стенограмму «от Матфея». А сподвижника Павла оставим для внеклассного чтения.

Закончив с заповедями блаженства Иисус без паузы начал довольно занудную речь о соли и свете. Значение этой части нагорной проповеди сильно переоценено. Иисус просто решил взбодрить своих учеников превознося их значимость. Что ему вполне удалось. Представьте себя на их месте — сын Бога, Царь Царей и прочия и прочия называет вас солью Земли и светом Мира. Да любой офигеет от счастья. И станет внимать учителю.

Кинув леща ученикам оратор резко перешел к самой сути. (Обеспокоенным собственным спасением сейчас крайне рекомендую взять конспект и записывать)

Сначала Иисус признался в верности старым законам, что было скорее сказано не для учеников, а для собравшейся вокруг толпы зевак. На публику всегда положительно действует любовь к их традициям, неплохо бы и нашим неохристианам-реформаторам поучится у простого плотника как надо относится к законам и обрядам других.

После чего просто взял и перевернул все старые законы с ног на голову. Без всякой доли стеснения. То что его Отец нашептал Моисею в миг превратилось в деталь местного фольклора. Но давайте по порядку. (христиане могут начинать записывать)

cadenza

Без лишних слов Иисус чётко разложил своим ученикам концепцию их дальнейшей жизни. Вспомнив старые заповеди (числом десять штук, если кто не помнит) он их малость расширил и углубил, в результате чего появился списочек:

Что НЕ должен делать тот кто идёт за Иисусом Христом 

1. Гневаться запрещено, если напрасно. Если не напрасно (ну заслужил) то тогда можно … но очень осторожно. Ругаться и унижать такого заслужившего не в коем случае нельзя — иначе суд, и как вы понимаете не самый гуманный суд в мире. А назвать человека «безумным» это вообще верный путь в Ад.

2. Нельзя приносить жертвенные дары Богу если у тебя с кем-то что-то не заладилось. Это очень важная часть Нового Завета. Иисус прямым текстом говорит — иди сначала замири со всеми, а потом приходи к Богу. Кстати вы вообще когда последний раз жертвоприношения совершали?

3. Мирись с соперниками. Одной из важных новых заповедей является полное смирение перед всем… и перед всеми. Очень важно жить в миру с врагами своими и не в коем случае не доводить дело до суда (но об этом будет позже)

4. Не прелюбодействуй. Старая заповедь расцвела новыми красками. Если раньше не поощрялось возлегать с чужими дамами, то теперь на них даже смотреть стало запрещено, если с вожделение конечно. Так что смотрите поосторожнее. Причём и рецепт есть как себя от этого избавить — Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя… Ну и тоже самое с другими частями тела — лучше дескать без ноги чем в Геенне огненной.

5. Раньше мужики спокойно могли разводится, типо пусть идёт с миром — дай ей развод и все дела. Теперь фиг. Сказано чётко — если она на лево не ходит — живи и не рыпайся. Хотя наказания никакого нету. Просто… ну вроде как нехорошо давать своей бывшей повод прелюбодействовать.

6. Женится на разведенной нельзя. Само собой касается только мужчин. Хочешь подобрать чью-то бывшую — добро пожаловать в Ад. Без вопросов и разговоров.

7. Нельзя клясться. Вообще никому. Даже Богу. Ну тут всё ясно он и так всё за нас знает, хотя раньше ему было можно. Но отменили. Ибо нефига впустую зароки кидать. Будьте конкретнее — да так да, нет так нет.

8. Не противьтесь злу. На этом наш рассказ можно было бы и заканчивать. Это новейшая заповедь просто перечеркнула все надежды на спасение. Если до Иисуса всё было по справедливости, выбили тебе глаз — выбей в ответ, то теперь надо терпеть. Да не просто терпеть, а поддаться мазохизму — ударили вас по щеке, вы не противьтесь, а подставьте вторую щеку. Чтоб удобнее было вас избивать.

9. Если кто судится с вами — отдайте всё что хотят и даже больше. Довольно любопытное нововведение которое поставило бы под удар всю систему арбитражного судопроизводства, если бы хоть кто-то действительно шел бы за Иисусом. Суть её поймёт даже младенец: хотят у тебя отсудить — не противься, в суд не ходи (вспоминаем пункт 3), а всё добровольно отдай и ещё сверху приплати, типо за моральные издержки.

10. Если у тебя что-то просят — дай. Коротко и понятно. Видите как теперь удобно отличить истинного последователя Иисуса от всех остальных — просто подходишь и говоришь «Дай мне свою мобилу», если человек с улыбкой протягивает — он христианин, если смотрит как на идиота — язычник поганый. Жить во Христе реально проще.

11. Хотят занять у тебя денег — займи. Моё любимое новое правило. Сами понимаете на выпивку часто не хватает — можно было бы конечно и попросить бутылку вискаря и дали бы (смотри пункт 10) но где найдешь у нас христиан с вискарём?! А вот с деньгами намного проще. У многих есть. Так что если вам кто-то отказал занять бабок, знайте — Не за Христом он идёт … Иуда (это я уже от себя добавил, ибо вопрос шибко животрепещущий)

12. Далее идут четыре новые заповеди которые можно объединить в один пункт — любите всех кто против вас. За врагов и негодяев теперь велено молится и всячески их благотворить. Что тут скажешь — новая метла по новому метёт.

13. Не занимайся благотворительностью открыто. Не надо чтоб об этом знали. Помогай другим в тайне. Вполне правильная и мудрая заповедь.

14. Молитесь Богу не напоказ, а для себя. Закройтесь дома и тайно молитесь. Только так Бог вас услышит. А показные мероприятия оставьте язычникам. А то как-то нехорошо получается. Толпой собираются, вместе молятся … стыд один. Молитва дело интимное, можно скакать. И никого кроме тебя и Бога не касается.

15. Краткость сестра таланта. Это не заповедь, это вывод. Далее Иисус учит нас… то бишь учеников своих… правильно молится Богу. Даже утвержденный текст есть. Тем кому надо найдут. Главное не просите ничего — он и без вас в теме чё вам от него надо.

16. Прощайте людям их грехи. Если вы будете прощать, то и вам может скоститься на суде.

17. В пост радуйся. И вообще не надо на показ постится. Делай это для Бога, а не для людей.

18. Не копи богатств — ибо бессмысленно. С собой ты их не заберешь. А тут надо скромнее быть, а то ведь придут попросят, а отказать нельзя (смотри пункт 10 и 11)

19. Смотри на жизнь чистым взглядом. Моя самая любимая заповедь (ну кроме как той где про давать в займы) Все проблемы твои от того что ты смотришь на мир «худым» оком. Будь на позитиве в общем. И всё у тебя наладится.

— Как же быть всегда на позитиве? — спросит изумленный читатель. — Ведь жизнь трудная. Сапожек новых нету, шубу не купить, да и жрать охота.

Маловеры — ответил бы им Иисус.

20. Те кто говорит «чтò нам есть?» или «чтò пить?» или «во чтò одеться?» — язычники. Христиане об этом думать не должны — Бог сам накормит, напоит и оденет. Тут всё понятно — думаешь о мирском (о том например чем ребёнка накормить) считай Богу не доверяешь. А он этого шибко не любит.

21. Не судите никого. Если судите кого-то вам то же в ответку и прилетит. И дальше просто фееричная метафора про бревно. Давайте просто насладимся слогом:

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?  Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

22. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями. Заповедь простая и в то же время очень многогранная. Каждый сам решает что для него свято и кто вокруг свиньи и псы. Своё видение я оставлю при себе … ибо ты читатель уже сам в состоянии расставить нужные акценты.


Вот небольшой список того, что ты мой друг (в подавляющем большинстве своём) никогда делать не будешь. Хоть ты и считаешь себя истинным последователем Иисуса Христа, для тебя его слова тлен. То что он нёс Миру было новым и очень светлым. Он предупреждал — будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

А ты всё из перечисленного выше сделал? Делаешь каждый день?

Если ты ответил ДА — не лги, ложь тоже грех.

Если ты хоть на миг задумался — у тебя есть шанс.

Если же сказал твёрдое НЕТ — ты честен, хотя бы с собой. Убери Библию на полку или сними наперсный крест (не знаю чем ты там свою принадлежность показывал) — ты не идёшь за Христом, ты играешь в веру.  И не читай дальше. Этот гайд не для тебя — он для христиан.

epilogue

Для тех же кто задумался:

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.

Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Иисус честно предупреждает что будет трудно. Он честно говорит что немногие смогут найти этот путь. И ещё меньше дойдёт до конца.  Тут выше 22 пункта твоей жизненной программы. Твоё расписание дел на всю твою жизнь. Ни на завтра. Ни на тогда, когда, как ты считаешь, твоя вера окрепнет. На сейчас. И навсегда. Начинай идти за Иисусом, а не говорить что Он живёт в твоём сердце. Отдавай, а не жди. Проси, а не торгуйся. Ищи, а не следуй за лжепророками.

И берегись тех кто будет говорить иное. О них он тоже предупредил. Не тот, кто признаёт Иисуса Господом спасётся, а только тот кто исполняет волю его Отца — волю Бога.

А те «кружки по интересам» которых сейчас стало сонмы (извините за каламбур) и кои именуют себя Церквями, это для мирского. К Богу они отношения не имеют. И к Иисусу Христу тем более.

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?  И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Он не с вами если вы не исполняете Его законы — отойдите от Него. Он не знает вас. Вы НЕ христиане.

post scriptum

«Я – свет, который на всех. Я – все: все вышло из меня, и все вернулось ко мне. Бог внутри тебя и по-всюду вокруг тебя. Я не в домах из дерева и камня. Расколи кусок дерева – и Я буду там, подними камень – и там найдешь Меня»